7 июня в Высшей школе экономики прошла первая межрегиональная конференция "Какая федерация нам нужна?", организованная фондом "Либеральная миссия." На призыв инициаторов – вице-президента "ЛМ" Игоря Клямкина и известных регионалистов Вадима Штепы и Даниила Коцюбинского откликнулись их коллеги из нескольких регионов России: от Владивостока и Новосибирска – до Казани и Калининграда.
Полная стенограмма конференции доступна на сайте, по этой ссылке.
Игорь Клямкин, Вадим Штепа, Даниил Коцюбинский
И я там был, чай-кофе пил. С тезисами выступал, в унисон не попал. На самом деле, все было чуть сложнее и интереснее…
В кулуарах конференции: Константин Жуков, Даниил Коцюбинский, Федор Крашенинников, Виктор Корб
Эстетическое согласие
Конференция была инновационной не только по теме, но и по формату: в привычном для стен ВШЭ академическом дискурсе вполне органично смотрелись и слушались художники, юристы, публицисты, блогеры, преподаватели, историки, экономисты и поэты. На замечание спикера о явном доминировании журналистов в составе участников Виктор Николаев резонно возразил, что многие коллеги могли бы представляться и иначе, например, он – экономистом, но во-первых, ему это как-то не очень удобно делать в этом уважаемом вузе в присутствии самого Евгения Ясина, а во-вторых, журналистика – это вполне адекватное выражение реального профессионально-общественного статуса людей, активно участвующих не только в выработке, но и в продвижении идей, выступающих в роли просветителей и коммуникаторов. А кто-то добавил, что "Ленин ведь тоже был журналистом!"
Главный момент согласия, пожалуй, - это признание высшей ценности разнообразия точек зрения и культурных практик, свободного самовыражения, бережного отношения к ним и взаимовыгодного обмена ими в процессе индивидуальных и общественных коммуникаций. То, что лежит в фундаменте либеральной миссии. Ярким образом органичного диссидентства стал Вадим Штепа, без малейших стеснений заявившийся на конференцию в шортах, чем легко уел даже Виктора Корба, известного своей любовью к этому элементу одежды и небрежением к условностям.
Идеологическое согласие
На самой конференции доминировало выражение общности целей и принципов. Обозначавшиеся различия в подходах даже к ключевым вопросам либо явно не артикулировались, либо аккуратно обходились, либо быстро гасились. За исключением пары-тройки локальных словесных перепалок, выдерживалась атмосфера единодушия. Почти не оспариваемым общим представлением стало признание основной проблемы на пути развития либерализма-регионализма – устойчивого централистского комплекса России.
Но внимательный наблюдатель легко и быстро обнаружил бы весьма жесткие расхождения и на самом мероприятии, и в публичном подведении ее итогов в виде обмена острейшими взаимными выпадами между лидерами различных регионалистских отрядов. "Для нас важна технология, для тебя - романтика. В этом разница", - резюмировал Илья Лазаренко мини-дискуссию по итогам конференции в ЖЖ Вадима Штепы. Предлагаю именно в этом ракурсе – сопоставлении идеологии и технологии – взглянуть на событие 7 июня 2013 года, ставшее, безусловно, важным когнитивно-коммуникационным этапом в развитии регионалистской темы в современной России.
Идеологические разногласия
Легко соглашусь с Ильей, выбравшим термин романтизм для обозначения содержательно-идеологической составляющей дискуссии. Действительно, большинство выступлений были весьма ярким изложением представлений даже не теоретического, а скорее, мифологического свойства, независимо от их временной привязки: восстановления утраченных культурных корней или формирования новых региональных идентичностей. Соответственно, весь спектр "идеологических разногласий" укладывается в довольно компактное пространство мечты, носителями которой является весьма узкий слой "революционеров, страшно далеких от народа" (на это явно указал и спикер конференции в одном из модераторских замечаний).
Художник Артем Лоскутов привел количественную оценку реальной востребованности регионалистской идеологии на примере Сибири: по результатам последней официальной переписи сибиряками удалось записаться, примерно, четырем тысячам человек (из около 20 тыс. "других"). Впрочем, и он, и его земляк и коллега Константин Еременко привели и ряд свидетельств и реальных проектов в сфере культуры и бизнеса, вполне убедительно доказывающих привлекательность и перспективность идеи "сибирской идентичности" (I'm Siberian!) в противопоставлении российской, чрезмерно нагруженной негативной коннотацией.
Выступление Артема Лоскутова на экране
Из уст Олега Савина, представленного "регионалистом Кёнигсберга, гражданским активистом, блогером, исследователем истории и природы Восточной Пруссии, антикоммунистом из г. Калининграда", вполне органично звучали соображения о необходимости разрушить наслоения советских мифов и дать свободно развиваться европейской культурной основе Кёнигсберга.
Алексей Конка и Анатолий Беднов, нимало не смущаясь скудостью выразительных средств и жестким регламентом, нарисовали яркие и убедительные картины, доказывающие огромный культурный потенциал карельской и поморской идентичностей, с трудом противостоящих официозным программам типа "Русского Севера". Беднов, кстати, упомянул и факт снижения официальной численности поморов с шести до трех тысяч, по данным последних переписей населения.
Анатолий Беднов, Артем Лоскутов, Константин Еременко и Федор Крашенинников (на экране)
Геопоэтический взгляд Игоря Сида о важности иррациональных факторов на примерах тотемного характера государственной и региональной символики, наверное, мог бы стать продуктивно-интегрирующим, но… не в это время, не в этом месте и не в этой жизни :-)
Технологические разногласия
К сожалению, в ответе на ключевой сакраментальный вопрос "Что делать?" наибольшую поддержку получил наименее решительный вариант – "ждать неизбежного распада империи". Ну, то есть, не просто ждать, а готовиться так, чтобы встретить этот момент во всеоружии, не повторяя ошибок реформаторов конца восьмидесятых, подготовивших почву для почти революционных преобразований, но "не до конца понявших либерализм", не сумевших это понимание донести до масс и уступивших страну своим более циничным попутчикам из перестроившейся номенклатуры. Наиболее ярко эту мысль сформулировал Даниил Коцюбинский, явно высказав претензию Игорю Клямкину. Впрочем, ни он сам, ни большинство других участников не смогли убедительно ответить на встречные вопросы Игоря Моисеевича, позволит ли империя – со всеми ее ресурсами и социальными слоями, заинтересованными в сохранении существующего режима, - спокойно развиваться сепаратистским или даже федеративно-регионалистским проектам, направленным на ее ослабление и разрушение? И с чем связаны надежды на то, что сейчас получится то, что не получилось за 28 лет?
Представляю краткий конспект "ответов", в сверхсжатом изложении субъективного восприятия на слух, в порядке возрастания консервативности…
Даниил Коцюбинский ожидаемо выступил с предложением более решительно ставить тему регионализма в политической плоскости, не боясь обвинений в сепаратизме и последовательно проводя мысль о том, что регионализм полностью коррелирует с либерализмом, системным развитием свободы во всех ее проявлениях. Основная ставка – на активную просветительскую и организаторскую работу в среде нового поколения, еще не окончательно одурманенного имперским мифом. О высоком потенциале нового поколения гражданских активистов, важности использования опыта "демократов первой волны" и внимательного изучения и развития образцов гражданской самоорганизации в Санкт-Петербурге эмоционально говорила журналист Светлана Гаврилина.
Вадим Штепа последовательно отстаивает предложение строить "разумную федерацию" на основе осмысленных региональных интересов и идентичности. Один из лидеров Национального Демократического Альянса (НДА) Илья Лазаренко, сторонник создания Московской Республики выдвинул даже актуальный политический лозунг "переучреждения федерации". Но встречное предложение Виктора Корба сразу перевести его в практическое русло и выступить в роли отцов-основателей самим наиболее продвинутым носителям регионалистских идей, озвученное им на пленарном заседании и развитое в ее кулуарах и на афтепати, было воспринято как "не очень понятное или чрезмерно решительное". А контраргументы-опасения о том, что никакое переучреждение при нынешней системе невозможно, а ее быстрый развал почти неминуемо приведет к воспроизводству "белорусско-азиатской" модели, остались без ответа.
Историк и публицист Марк Шишкин, выступивший с очень содержательным сообщением об опыте "корректировки регионализмом этнического национализма" путем формирования комплекса "территориальной солидарности" на примере Татарстана, также не смог сходу ответить на вопросы-возражения Игоря Клямкина, что будет с этой "корректировкой" в случае резкого ослабления контроля со стороны Центра.
Мария Митренина, Марк Шишкин, Олег Саввин
Редактор сайта GlobalSib Мария Митренина проиллюстрировала фактор культурно-экономической самодостаточности как важный компонент регионализма на примере автономистских тенденций в Томской области. А ее коллега редактор отдела экономики "Санкт-Петербургских Ведомостей" Виктор Николаев развил этот тезис презентацией об опыте экономических инноваций регионального уровня и дополнил тезисом о том, что "все социальные движения основаны на стремлении людей к лучшему качеству жизни, а политизация этого процесса возникает естественным образом из противостояния развивающихся регионов с Центром".
Илья Лазаренко и Виктор Николаев
Приморский журналист Сергей Чумичев внес в дискуссию скептически-прагматическую ноту, отметив, что региональные экономические элиты ориентируются на выгоду и на силу, каковая сейчас на стороне "федерального" Центра. Главред "Русского журнала" Александр Морозов поддержал тему, отказавшись признавать имперский характер современной России, идентифицировав ее как "постколониальный федерализм малазийского типа", для которого характерен значимый фактор региональных элит, дающий убедительные образцы автономизации, близкие к американским штатам (Белогородская область как российский Техас), а регионализм воспринимается как маркетинговый фактор повышения качества жизни территории.
Александр Морозов, Артем Лоскутов, Игорь Сидоренко (на экране)
Содержательную дискуссию завершил научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин, отметивший, что в 1991 году РФ стала фактически национальным государством с "гражданской нацией", в которой доминирует русскоязычное население и русская культура, а переход к реальной демократии возможен путем повышения приоритета местного самоуправления (земства), децентрализации налоговой схемы и развитие национальных культур и федерализма.
Президиум конференции: Евгений Ясин и Игорь Клямкин
Ну и молодцы же мы все!
Виктор Корб в свойственной ему манере предложил точку зрения (и даже не одну, а сразу несколько), позволяющую повысить объемность представления, выйти из привычного плоского или даже линейного противопоставления "империя – регионализм". К сожалению, содержательной дискуссии на самой конференции не получилось, поэтому и здесь ограничимся изложением тезисов (с учетом кулуаров и с редакторской правкой) – для фиксации и в расчете на продолжение:
- И регионалистская, и противостоящая ей "имперская" темы – это мифологические комплексы, конкурирующие в массовом сознании (и в бессознательном). При этом, имперский, или точнее, централистско-патерналистский комплекс – неизмеримо более мощный, укорененный, инерционный, обладающий высочайшей способностью к регенерации в любых обстоятельствах, не ликвидирующих его основы (распад СССР – эффект Дракона или Змея-Горыныча, процесс самоколонизации и т.п.).
- Рассчитывать на успех либерально-регионалистской модели в рамках сохранения существующей системы общественно-государственных отношений ("режима") бессмысленно по двум ключевым причинам:
- o во-первых, на что справедливо указывали скептики в лице Клямкина, Морозова, Крашенинникова и др., в "реальной сфере" – экономических и административно-политических отношениях – "центр" надежно контролирует устойчивость существующей системы перераспределения ресурсов и пресекает даже самые робкие поползновения в сторону реальной децентрализации;
- o во-вторых, или даже в главном, – то, что конкуренция различных образов будущего (консервативной и инновационной) пока осуществляется преимущественно на площадках и по правилам даже не просто централистско-патерналистской, а по сути тоталитарной схемы коммуникаций (показательно, что даже Интернет, при кажущейся "либеральности", почти всегда лишь способствует воспроизводству тоталитарных образов и схем деятельности, если целенаправленно не выстраивать их на принципиально иной основе – содержательной, правовой, технологической).
- Реальные перспективы развития регионализма, таким образом, неразрывно связаны с тенденцией "современного республиканства": осмысленным и целенаправленным процессом гражданской самоорганизации на всех уровнях – от территориального и муниципального самоуправления, через развитие региональных и межрегиональных образцов "деятельностной рефлексии сообществ", до формирования систем "прямой демократии" сетевого типа в масштабах страны с трендами открытости и глобализации.
- Ключевым моментом является готовность носителей регионалистских (равно как и других социально-инноваторских) идей решительно перейти из преимущественно теоретического – в деятельностный дискурс, из роли экспертов-консультантов – в роль организаторов. В противном случае будет "как всегда": действовать будут менее образованные, менее ответственные, но более решительные авантюристы, а процессы самоорганизации на устойчивой культурной основе будут отставать от процессов социально-культурной деструкции и восстановления тоталитарных схем, пусть и с новыми территориальными привязками и под новыми названиями. (Для иллюстрации этого тезиса я, кстати, тоже использовал образ Ленина, без перехода которого из роли марксиста-просветителя в роль революционера-практика трудно представить себе успех марксистской идеологии в России и, тем более, в глобальном масштабе. Для людей, не способных управлять фобиями, возможно, убедительнее будут примеры Франклина, Гамильтона, Ганди и Гавела, которые, впрочем, тоже были революционерами).
Фото (С) из ЖЖ Константина Еременко и Даниила Коцюбинского.
В посте-аннотации этого материала в ЖЖ приведены ссылки на другие материалы по теме.
|