Тезисы к новой постановке стратегии политического реформирования Родимым пятном российской политики является жесткая дихотомия – вечное стремление разделить любую сущность надвое и, тем самым, предельно упростить выбор. Право или лево. Добро или зло. Свои или чужие. В том же прокрустовом ложе ищется и решение ключевой задачи выбора стратегического направления развития страны: или всеми силами стремиться к власти и пытаться провести необходимые реформы «сверху» или, напротив, работать исключительно вне власти, идти в народ, ограничиваясь «неполитической» общественной деятельностью. Мне представляется, что есть вполне конструктивное разрешение этой дилеммы – перенаправление основных реформаторских ресурсов на создание новой общественно-государственной системы, систематическое и повсеместное формирование образцов демократических отношений и институтов, способных вытеснить нынешние. Если мы действительно хотим получить новую страну, ее нужно строить. И не рассчитывать на вечное российское чудо или авось. Варианты Германии и Японии нам вряд ли подходят. В очередной раз повторять собственный горький опыт разного рода «переворотов» также нет смысла. Нужно строить новое государство не на руинах старого, а непосредственно в нем. Для этого всем строителям нового государства придется научиться жить в уникальных условиях сосуществования не только на одной территории, но и «на одном народе» двух принципиально отличных систем организации человеческих сообществ. Одно – «исторически опосредованное», живущее «из прошлого», фактически являющееся заложником всех прошлых поколений и сформированных ими мифов, основанное на тоталитарной схеме формирования общих представлений. Другое – живущее «из настоящего и будущего», способное уважительно-критически воспринимать как опыт предыдущих поколений, так и нынешнюю действительность, основанное на либеральной схеме формирования общественных представлений. Современное российское государство – неотъемлемая часть общественно-государственной системы первого типа. И попытки «либерал-большевиков» сменить систему, реализуя тот или иной способ захвата власти при фактическом сохранении существующего общественно-государственного устройства, изначально обречены на провал. И этот императив не зависит ни от личностей, ни от мощности «наступающих». Строить новое государство, значит, удерживать в головах и воссоздавать «в натуре» все необходимые элементы общественно-государственного устройства. Впрочем, нет, не все. Уникальность этого проекта заключается в том, что при строительстве нового государства надо будет разработать и освоить навыки использования многих элементов старого государства. Мы, конечно, не будем создавать параллельные государственные структуры: правительство, армию, полицию… Крайне опасны и игры в разного рода военизированные формирования, которые стали сейчас популярны у многих политических сил. А вот выстраивать «с нуля» всевозможные системы реального самоуправления, восстанавливать навыки и механизмы общественных дискуссий, формировать действенные гражданские институты, способные решать реальные проблемы людей, независимо и вопреки неэффективному коррумпированному государству – все это можно и нужно делать. Необходимо восстанавливать и механизмы реальных выборов – не в нынешние нелигитимные органы власти, а в новые гражданские: учиться правильно выбирать представительные структуры (советы), осваивать навыки коалиционного взаимодействия при формировании исполнительных структур (кабинетов), избирать гражданских арбитров, воссоздавать независимые СМИ… Нелишним будет, кстати, и использование привычных материальных носителей общественно-государственной идентификации. При правильной постановке дела никто не запретит нам ввести аналоги «паспортов», наладив современную систему регистрации «граждан новой России». Это должно быть очень похоже на то, как на месте лиственного леса постепенно появляется смешанный, а затем вдруг – именно «вдруг», на самом деле крайне быстро, в сравнении с циклами жизни лесов – возникает густой хвойный лес. Новое государство должно строиться путем построения новых отношений. Успех будет зависеть от способности выстраивать и удерживать отношения нового типа во всех сферах и на всех «уровнях» деятельности, в том числе: в политике и партийном строительстве, в экономике, культуре и «личной жизни». Главное – для движения по этому пути не нужны никакие предварительные условия – ни победы или поражения на выборах, ни назначения «преемников» или сохранение существующих властителей. Нужна только воля и решимость подлинных гражданских лидеров. Такая постановка формирует принципиально новый масштаб политической деятельности. Это позволяет задействовать неизмеримо более значительный потенциал «человеческого капитала». И это дает возможность занять действительно лидирующие позиции в процессе трансформации российского и мирового сообщества. По предварительной оценке, этот проект вполне может быть реализован в период формирования одного поколения. При этом, очень важно соотношение трендов роста нового и деградации старого государства, сопряженного с реальными угрозами распада и ликвидации страны. Мы можем просто не успеть. Но и этот вариант будет не таким катастрофическим, поскольку граждане нового государства изначально будут владеть навыками экстерриториального и нетоталитарного существования – они будут в состоянии восстановить общественно-государственное образование – хотя бы и путем «гуманистической ассимиляции» других… Примечание: первый вариант текста написан в октябре 2005 года, распространялся в качестве рабочего документа ОГФ; в общем доступе впервые опубликован в сентябре 2006 года. В 2007 году было опубликовано первой записью в ЖЖ-сообществе "Новая Россия".
Источник: http://rmx.ru/?p=100000369 |