Методические рекомендации по обеспечению эффективного и юридически корректного проведения публичного мероприятия в формате "одиночного пикетирования" 1. О правовом статусе. Пикетирование, согласно ФЗ-54, - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Пикетирование, проводимое одним участником (далее – "одиночное пикетирование"), является публичным мероприятием, на которое распространяются все нормы указанного закона в отношении порядка организации мероприятий, прав и обязанностей их организаторов, должностных лиц и сотрудников правоохранительных органов по обеспечению прав граждан на мирные собрания. 2. Об организаторе. Организатором одиночного пикетирования может быть, согласно ФЗ-54, один или несколько граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет, взявшие на себя обязательства по его организации и проведению. Таким образом, в роли организатора одиночного пикетирования может выступать как сам гражданин, осуществляющий публичное мероприятие в этом формате, так и любые другие граждане, оказывающие ему содействие и выполняющие соответствующие действия. Разделение ролей особенно важно при проведении мероприятий сложной структуры, сочетающих разные формы, например, т.н. "серии одиночных пикетов" или "сети одиночных пикетов" и т.п. Во избежание недоразумений и для более надежной юридической защиты при возникновении конфликтов с недобросовестными чиновниками и полицейскими целесообразно принятие на себя соответствующих функций (участника, организатора, уполномоченного) и распределение обязанностей четко оговорить заранее и указать в публичном уведомлении. 3. Об уведомлении и регламенте. Подача уведомления о проведении публичного мероприятия является обязанностью его организатора во всех случаях, за исключением собрания и одиночного пикетирования. Однако отсутствие обязанности в последних двух случаях отнюдь не исключают права делать это. Следует учесть, что подача уведомления способствует задействованию всего комплекса факторов, придающих публичному мероприятию статус легальный и организованного. Это само по себе повышает и его эффективность в общественно-политическом смысле, и юридическую защищенность. При этом, поскольку данное действие не является обязанностью, организатор одиночного пикетирования вправе использовать те и только те моменты уведомления из указанных в ФЗ-54, которые посчитает необходимым. В частности, мы рекомендуем использовать форму публичного уведомления, путем размещения всей существенной информации о мероприятии в СМИ, интернет-сайтах и других общедоступных площадках. При этом решается сразу несколько задач, включая объявление о мероприятии, агитацию, информирование журналистов и т.п. Не будет лишней и подача уведомления в виде простого документа через канцелярию органа исполнительной власти или местного самоуправления – с получением копии со штампом. Это особенно важно, учитывая то, что согласно ФЗ-54 именно "после получения уведомления о проведении публичного мероприятия" исполнительные органы обязуются выполнить целый комплекс мер по обеспечению прав граждан на мирные собрания. В том числе, согласно п.5 ст.12 "обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи". 4. О передвижении. В определении пикета указано, что он осуществляется "без передвижения". Однако попытки недобросовестных полицейских выдать за "несанкционированное шествие" любое движение пикетчика, очевидно, не основаны на Законе, поскольку шествие – это "массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту". Формально, они могут представить передвижение одиночного пикетчика с развернутым плакатом как демонстрацию – "организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации". Точного законодательного определения понятия "группа граждан" нет, но правоприменительная и судебная практика все же не позволяет называть группой одного человека, считая группой "двоих и более граждан". Таким образом, нет никаких законных препятствий для того, чтобы гражданин, осуществляющий одиночное пикетирование, совершал передвижения. Однако целесообразно все же при этом разделять стадии "собственно пикетирования" – без передвижения с развернутой наглядной агитацией – и "передвижения", выполняемого со свернутой наглядной агитацией. Такое поведение участника одиночного пикетирования будет полностью соответствовать не только духу, но букве Закона. И, следовательно, существенно повысит уровень правовой защищенности в любых конфликтах. 5. О провокациях. Основной формой провокации, направленной на срыв одиночного пикетирования, является попытка "нарушить численность мероприятия" путем приближения к участнику, проводящему одиночное пикетирования других граждан, имитирующих участников пикетирования. Для предотвращения провокаций и снижения ущерба от них рекомендуется осуществление следующих действий: - По возможности заранее уведомить исполнительные и правоохранительные органы обо всех существенных параметрах публичного мероприятия в формате публичного уведомления и регламента и проводить мероприятие в строгом соответствии с ним, чтобы иметь возможность ссылаться на это при последующем разборе любых конфликтов, провокаций и недоразумений.
- Использовать все формы документальной фиксации всех моментов проведения мероприятия, включая личные свидетельства, а также фото- и видеосъемку и аудиозапись.
- Если организатором является сам участник, ему рекомендуется четко различать все стадии мероприятия, отделяя стадию "непосредственного пикетирования" от всех иных форм. В частности, при приближении к нему посторонних граждан, кроме организаторов, полицейских и журналистов, сворачивать (опускать, поворачивать обратной стороной наружу, убирать за спину и т.п.) наглядную агитацию.
- Если организатором является другой гражданин (это, конечно, лучше, поскольку организатор обязан "обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия … совместно с уполномоченными представителями органов исполнительной власти и внутренних дел"), то именно он осуществляет взаимодействие со всеми третьими лицами по вопросам обеспечения порядка и безопасности. Понятно, что эти функции целесообразно отделить от непосредственного пикетирования. Процитированную норму необходимо настойчиво напоминать и чиновникам, и полицейским, убедительно поясняя, что все вопросы, связанные с порядком проведения одиночного пикетирования следует решать именно и только во взаимодействии с организатором. Не стоит забывать при этом, что организатор и уполномоченные им лица должны иметь отличительные знаки. Им весьма полезно иметь при себе также копию уведомления о мероприятии и текст ФЗ-54.
- В случае особо серьезных провокаций, грозящих нарушением прав граждан и причинением им ущерба, организатор должен быть готов самостоятельно приостановить или прекратить мероприятие. Эти действия необходимо осуществлять публично, надежно фиксируя их всеми способами (включая документальный – в формате "распоряжения организатора" или "гражданского протокола"). Учитывая статус одиночного пикетирования, организатор вправе осуществлять как приостановку, так и возобновление публичного мероприятия по своему усмотрению в любой момент даже без предварительных уведомлений и согласований с кем бы то ни было. Важно отметить, что порядок приостановления или прекращения публичного мероприятии по инициативе чиновников и полицейских четко описан в ст. 15-17 ФЗ-54, но практически всегда нарушается и чиновниками, и сотрудниками полиции. Поэтому все действия правоохренителей, выходящие за рамки этого регламента, целесообразно фиксировать и обжаловать в установленном порядке, в том числе путем инициирования уголовных дел по ст. 149 УК РФ (а также по ст. 144 УК РФ - в случае воспрепятствовании деятельности журналистов).
6. Об изменениях в ФЗ-54. В 2012 году в закон внесли ряд изменений. В частности, следующие, относящиеся к одиночному пикетированию: "Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием". Таким образом, при организации серии или совокупности одиночных пикетов следует тщательно выдерживать расстояние между участниками (чтобы избежать обвинений, лучше подстраховаться - с запасом). Кроме того, следует помнить, что теперь "суды" могут усматривать признаки массового мероприятия в любом публичном действии нескольких граждан, включая и несколько одиночных пикетов. Примечание. Рекомендации составлены на основе изучения многолетней практики применения законодательства о публичных мероприятиях, включая судебную практику по рассмотрению дел о нарушениях (в подавляющем числе мнимых или фальсифицированных недобросовестными сотрудниками правоохранительных органов) порядка организации, проведения публичных мероприятий и участия в них. См., в частности, резонансное "Дело об одиночных пикетах в поддержку Олега Кашина". Документ носит открытый характер и будет дополняться и корректироваться с учетом его содержательного обсуждения гражданским активом и заинтересованными юристами. Актуальная версия документа всегда доступна на сайте Новая Россия по этой ссылке. |